Как бизнесу не попасть в черный список ЦБ

Ермак Тимофей старший партнер, адвокат

С этого лета отказы банков в расчетно-кассовом обслуживании предпринимателей и компаний приобрели массовый характер. Причина в так называемых «чёрных списках ЦБ», которые формируются регулятором и направляются всем кредитным учреждениям.

Самое неприятное, что никакого выхода из сложившейся ситуации у бизнеса до недавнего времени не было. Из-за этого предприниматели не могли нормально работать, вынужденно переоформляли компании на родственников, сталкиваясь с невероятными трудностями. Как бизнесу избежать этих рисков?

Корень проблем

Летом ЦБ запустил систему обмена данных о неблагонадежных клиентах, которая вместе с новеллами 115-ФЗ «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» позволила банкам, иногда без реальных оснований, отказывать клиентам в обслуживании. 

Формируются чёрные списки следующим образом: банки направляют информацию об отказе в обслуживании в ЦБ по конкретному субъекту. Центробанк передает информацию Росфинмониторингу, где она обрабатывается и возвращается обратно в ЦБ, который пересылает ее всем другим банкам в виде списка неблагонадёжных юрлиц и ИП. При этом в список можно попасть не только за реально сомнительные операции, но и совершенно случайно, исходя из субъективного мнения банка, не желающего вникать во все тонкости расчетов бизнеса.  

Несмотря на «рекомендательный» характер списков и указания ЦБ о том, что попадание в него не подразумевает автоматического отказа в обслуживании, банки рьяно приняли эти рекомендации как руководство к действию.  Им проще отказать в ведении счета, чем проводить реальный анализ движения денежных средств конкретного бизнесмена. У попавших в черный список клиентов счета блокируются, денежные средства зависают, в открытии новых счетов, в том числе, в других банках, им отказывают.

Тупиковая ситуация

Несмотря на серьезность нововведений, регулятор не сразу выработал пути для восстановления доброго имени организаций и ИП, попавших в черный список по ошибке либо за незначительное нарушение. Это привело к панике в финансовой сфере и массовой перерегистрации компаний.

Закрытие старого юрлица и регистрация нового (под тем же именем) для многих предпринимателей стало выходом из ситуации. С новыми документами компании обращались в банки и получали заветное банковское обслуживание. Однако это влечет серьезные финансовые и временные затраты для бизнеса, неудобства при перезаключении договоров с контрагентами, переводе активов, сотрудников на новую фирму и т.д. А для многих такой способ вообще не приемлем. Например, из-за необходимости «истории» у компаний (для участия в госзакупках) или наличия договоров, которые невозможно расторгнуть.

 Хуже всего ИП. Они не могут изменить свои данные, поэтому остаются без финансовых инструментов ведения бизнеса.

Возможный выход

Недавно ЦБ наконец предоставил бизнесу нормативное основание для исключения из черных списков. Методические рекомендации № 29-МР от 10.11.2017г. предписывают банкам избегать формального подхода и тщательно (комплексно) анализировать действия клиентов для выявления реальных оснований для отказа в обслуживании. Рекомендации также обязывают банки направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении клиента из черного списка, если тот представил нужные документы (из-за отсутствия которых ему отказали в проведении операций) и если отсутствуют риски по 115-ФЗ. Но самое главное – теперь пострадавший клиент может направить в ЦБ жалобу о необоснованном отказе в банковском обслуживании. Регулятор ее проверит, запросив документы от банка. Однако, остается не до конца ясным, какие решения примет ЦБ по результатам проверки, если она показала необоснованность выводов банка об отказе в обслуживании клиента.

Это дает пострадавшему бизнесу механизм для защиты нарушенного права. Жалобу можно подать письменно, приложив документы для обоснования, либо направить через сайт ЦБ, прикрепив к жалобе документы в электронном виде.

Как предупредить подобную ситуацию

Включение компаний в черный список чаще всего имеет под собой основания. Основные операции, которые могут вызвать отказ в банковском обслуживании:

 1.Большой объем снятия наличных денежных средств

Борьба с обналичиваем денег развернулась в этом году с новой силой. Эти операции всегда были под пристальным вниманием контролирующих органов, а в настоящее время риски ещё возросли. Подозрительными, по мнению ЦБ, являются операции, при которых отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам компании по банковским счетам составляет 30% и больше. При этом снятие наличности происходит регулярно: ежедневно или в пределах нескольких дней после поступления денег на счет.

Если наличные снимаются суммами до 600 тыс. руб., то это, по мнению банков, косвенно указывает на желание не превышать пределы транзакций, подлежащих обязательному контролю (ст.6 ФЗ-115). Также нежелательно иметь несколько корпоративных кредитных карт, с помощью которых проводятся операции по получению наличных.

2.Транзитное перечисление денежных средств

Вы сразу попадаете под подозрение, если поступаемые на ваш счет деньги почти в полном объеме направляются в небольшие сроки третьим лицам. т.е. проходят «транзитом».

3.Выделение НДС

Отдельно банки отслеживают ситуацию, когда средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и сразу списываются в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Как транзитные перечисления, так и перечисления контрагентам средств с «утерянным» НДС, особенно подозрительны, если со счетов вашей компании в банке не оплачивается зарплата сотрудникам; нет платежей, присущих затратам по вашей сфере деятельности; нет типичных для хозяйственной деятельности платежей (аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и т.п.).

4.Низкая налоговая нагрузка

В рекомендациях банкам отдельно предписывается анализировать объем налоговых отчислений с компаний. Так, для банка будет подозрительно, если зарплата установлена ниже прожиточного минимума. Или перечисления НДФЛ не соответствуют среднесписочной численности сотрудников компании. Или если сам НДФЛ уплачивается, но не платятся страховые взносы.

В любом случае серьезным негативным моментом является деятельность компании, которая получает на свой счет денежные средства, но это не создает обязательств по уплате налогов или налоговая нагрузка минимальная. Если же размер налогов и других платежей в бюджет составляет меньше 0,9% от оборота бизнеса, то с высокой степенью вероятности банк счет заблокирует. 

Нельзя полностью исключить все риски бизнеса, связанные с банковским контролем. Однако осторожность и отказ от приведенных выше операций сведет вероятность попадания в черные списки к минимуму.


https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/12/13/745073-kak-ne-popast-v-chernii-spisok от 13 декабря 2017