ЧТО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ БИЗНЕСУ, ЧТОБЫ НЕ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРЕНЦИИ

ЧТО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ БИЗНЕСУ, ЧТОБЫ НЕ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНКУРЕНЦИИ

08 июня 2018

Тимофей Ермак старший партнер, адвокат

За последние несколько лет Федеральная антимонопольная служба кардинально усилила свой контроль над соблюдением конкуренции. Пресечение картелей, контроль над ростом цен, проверки раздела рынка – это лишь маленький перечень вопросов, по которым ФАС РФ активно проводит проверки и выявляет виновных лиц. А в начале апреля Президент РФ заявил о «картелизации» экономики и о росте ущерба государству из-за отсутствия конкуренции, а в самой антимонопольной службе обещают в скором времени внедрить новые поправки к закону о конкуренции. Ясно, что контроль в этой сфере со стороны государства будет только расти. Что же является «красной тряпкой» для антимонопольного органа, и чем может обернуться для предпринимателей несоблюдение законодательства о конкуренции?

ПРИОРИТЕТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

В группу риска входят любые компании, участвующие в государственных закупках. Ведь главные задачи данной процедуры – обеспечение конкуренции и минимизация затрат бюджета. Именно в этой сфере все чаще звучит понятие «картельный сговор». В общем понимании «картельный сговор» - это любая договоренность (как в устной, так и в письменной форме) хозяйствующих субъектов, направленная на ограничение и нарушение принципов конкуренции. В сфере закупок под этим понятием подразумеваются согласованные действия участников одного (или нескольких) аукционов, по результатам которых один из них становится победителем данных торгов. Чаще с заключением контракта по максимально высокой цене. Самый простой пример: торги, где от имени нескольких компаний, формально не связанных между собой (имеющих разных директоров, учредителей и юридические адреса), участвует одна группа лиц. При этом подача заявок и само дистанционное участие в торгах происходят по одному фактическому адресу и с одних компьютеров. Подобные действия антимонопольная служба уже давно научилась быстро выявлять. По мнению ФАС, несколько признаков, безусловно, говорят о наличии сговора: совпадение IP-адресов, с которых подавались заявки и осуществлялось участие в аукционе, совпадение учетных записей файлов (заявок, направленных на электронную площадку и т.п.), а также любые признаки аффилированности юрлиц, участвовавших в торгах. При выявлении данных фактов нарушение закона фактически считается доказанным. Нужно помнить, что указанные выше признаки ФАС может выявить и без выездной проверки компании, в том числе путем запроса сведений с электронной площадки, где осуществлялась закупка. ФАС получает файлы записи торгов за любой период времени (хоть за последние пять лет) и по любому участнику таких торгов. В этих данных есть практически всё, чтобы провести проверку.

КАКИЕ ЕЩЕ ДЕЙСТВИЯ НЕДОПУСТИМЫ

Ответственность за картельный сговор предусмотрена не только в сфере закупок, но и на открытом конкурентном рынке, а сами проявления картельных соглашений крайне многообразны, но при этом одинаково недопустимы. Федеральный закон «О защите конкуренции» прямо запрещает еще ряд действий, которые могу потенциально совершаться хозяйствующими субъектами, как в «комплексе», так и по отдельности. В частности, закон запрещает осуществлять: - раздел рынка между конкурентами (по территориальному признаку, составу покупателей, видам продукции и т.п.); -поддержание цен на отдельный товар или группу товара (как на отдельно взятых торгах, так и в целом на определённом товарном рынке); - незаконную координацию экономической деятельности; - заключение недопустимых «вертикальных» соглашений между участниками рынка. Нарушение каждого из описанных запретов может повлечь привлечение к серьезной ответственности. При этом процедуры расследований ФАС РФ таких дел и методы доказывания вины различны и крайне разнообразны.

КАКОВА ЖЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Так, по информации ФАС РФ, только за 2017 год выявлено более трехсот картельных сговоров на торгах, общая сумма штрафов составила сотни миллионов рублей. Компании, обвиненные в картельном сговоре и недобросовестной конкуренции, несут административную ответственность, в том числе по ст.14.32 КоАП РФ. Например, за картельный сговор в рамках торгов административный штраф может достигать 50% начальной цены контракта. Так, если фирма участвует в картельном сговоре в рамках аукциона на выполнение, скажем, подрядных работ на 100 млн рублей, то в худшем случае её ждет штраф 50 млн рублей. Он накладывается не только на победителя тендера, но и на всех участников картельного сговора. Если же нарушение было допущено в виде раздела рынка или поддержания цен, то штраф может составить до 15% выручки правонарушителя от реализации товара или стоимости услуг, на рынке которого совершено правонарушение, за период, когда нарушение закона было допущено. Несмотря на то, что максимальные штрафы ФАС применяет не всегда, их размер все равно впечатляет, и подобный штраф может быть губителен для любого бизнеса. Кроме того, владельцев и руководителей компаний, замеченных в недобросовестной конкуренции, может ждать и уголовная ответственность по ст.178 УК РФ «Ограничение конкуренции». Правда, возможность возбуждения уголовного дела возникает, если размер дохода, полученного при антимонопольном нарушении, превысил 50 млн руб., либо государству причинен ущерб на сумму более 10 млн руб.

Журнал RBG №13 Май 2018 от 08 июня 2018