КАК БИЗНЕСУ НЕ ПОПАСТЬ В «ЧЁРНЫЙ СПИСОК» ЦБ

Ермак Тимофей старший партнер, адвокат

За последний год отказы банков в расчетно-кассовом обслуживании предпринимателей и компаний приобрели массовый характер. Причина в так называемых «чёрных списках ЦБ», которые формируются регулятором и направляются всем кредитным учреждениям. У попавших в черный список клиентов счета блокируются, денежные средства зависают, в открытии новых счетов, в том числе в других банках, им отказывают. Какой же выход есть у компаний, которые оказался в таких списках необоснованно?

КОРЕНЬ ПРОБЛЕМ

В 2017 году ЦБ запустил систему обмена данных о неблагонадежных клиентах, которая вместе с нормами 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» позволила банкам иногда без реальных оснований отказывать клиентам в обслуживании. Формируются «чёрные списки» с участием банков на местах, ЦБ и Росфинмониторинга. В конечном виде ЦБ фактически направляет во все банки списки неблагонадёжных юрлиц и ИП, которым ранее отказывалось в обслуживании. При этом в такой список можно попасть не только за реально сомнительные операции, но и случайно, исходя из субъективного мнения конкретного банка, не желающего вникать во все тонкости расчетов бизнеса.

Регулятор не сразу выработал пути для восстановления доброго имени организаций и ИП, попавших в черный список по ошибке либо за незначительное нарушение. Первое время бизнес просто вынужден был оперативно перерегистрировать компании (под тем же названием, но с новыми реквизитами), что позволяло обратиться по новой в банк и получить заветное обслуживание. Однако это влечет финансовые и временные затраты, неудобства при перезаключении договоров с контрагентами, необходимость перевода активов, сотрудников на новую фирму и т.д. При этом для индивидуальных предпринимателей такой способ был вообще невозможен.

ВОЗМОЖНЫЙ ВЫХОД

Сейчас ЦБ наконец предоставил бизнесу нормативное основание для исключения из черных списков. Методические рекомендации № 29-МР от 10.11.2017 г. предписывают банкам избегать формального подхода и тщательно (комплексно) анализировать действия клиентов для выявления реальных оснований для отказа в обслуживании. ЦБ обязал банки направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении клиента из «черного списка», если тот представил нужные документы (из-за отсутствия которых ему отказали в проведении операций). Главное - теперь прямо установлено, что пострадавший клиент может направить в ЦБ жалобу о необоснованном отказе в банковском обслуживании. Регулятор ее проверит, запросив документы от банка. Однако остается не до конца ясным, какие решения примет ЦБ по результатам проверки, если она показала необоснованность выводов банка об отказе в обслуживании клиента. Жалобу можно подать как письменно, приложив документы для обоснования, так и через сайт ЦБ, прикрепив к жалобе документы в электронном виде.

Между тем лучше вообще избегать возникновения оснований для занесения в «черный список». В частности, основные операции, которые могут вызвать в настоящее время отказ в банковском обслуживании, следующие:

1. Большой объем снятия наличных денежных средств. Подозрительными являются операции, при которых отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам компании по банковским счетам составляет 30% и больше. При этом снятие наличности происходит регулярно, например, ежедневно, а также если наличные снимаются суммами до 600 тыс. рублей. Нежелательно снимать объемные суммы наличных через корпоративные кредитные карты компании или ИП.

2. Транзитное перечисление денежных средств. Вы сразу попадаете под подозрение, если поступаемые на ваш счет деньги почти в полном объеме направляются в небольшие сроки третьим лицам, т.е. проходят «транзитом».

3. Выделение НДС. Отдельно банки отслеживают ситуацию, когда средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и сразу списываются в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

4. Низкая налоговая нагрузка. Банкам отдельно предписывается анализировать объем налоговых отчислений с компаний. Так, для банка будет подозрительно, если зарплата установлена ниже прожиточного минимума или перечисления НДФЛ не соответствуют среднесписочной численности сотрудников компании, а также если не платятся страховые взносы.

 

Со статьей можно ознакомиться в электронной версии журнала RBG 


Журнал RBG №17 Июль 2018 от 25 июля 2018