ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

26 марта 2020

ПДФ1_50.jpg



1. КОРОНАВИРУС – ФОРС-МАЖОР

Письмом Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции режим повышенной готовности признан обстоятельством непреодолимой силы для исполнения государственных контрактов по ФЗ№44. В настоящее время такой режим действует во всех 85 регионах страны. Срок действия конкретизируется в акте органа исполнительной власти субъекта, которым введен режим.

В одной из наших предыдущих рассылок мы уже писали о последствиях признания мер по борьбе с пандемией форс-мажором для исполнения договоров. Однако сфере госзакупок присущи определенные особенности.

2. ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Признание режима повышенной готовности обстоятельством непреодолимой силы позволяет заказчикам закупать товары и услуги у единственного поставщика без конкурса, если другие способы закупки требуют больше времени.

Согласно тексту письма Минфина, это положение распространяется на закупки любых товаров, работ и услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности.

Очевидно, в этой ситуации создается возможность совершения нарушений заказчиками, которые могут недобросовестно определить предмет закупки как непосредственно связанный с необходимостью борьбы с коронавирусом.

3. КАК ВЛИЯЕТ ФОРС-МАЖОР НА ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ ПО ФЗ №44?

ФЗ №44 рассматривает обстоятельства непреодолимой силы как основание не только для проведения закупки у единственного поставщика, но и для:

  1. освобождения от уплаты стороной по контракту неустойки - ч. 9 ст. 34;
  2. права заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до заключения контракта - ч. 2 ст. 36;
  3. возможности приостановить подписание контракта - ч. 9 ст. 54, ч. 15 ст. 78, ч. 21 ст. 83, ч. 16 ст. 83.2.

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НЕУСТОЙКИ

Освобождение от ответственности в виде неустойки в связи с возникновением обстоятельства непреодолимой силы допускается только в случае, если такое обстоятельство действительно прямо влияет на возможность исполнения контракта и сторона в надлежащем порядке уведомила о его возникновении.

Обязательно проверьте условия контракта, регулирующие порядок и сроки направления уведомления о наступлении форс-мажора. Во многих контрактах установлены очень сжатые сроки – 24 или 48 часов с момента возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Конкретный порядок уведомления также, как правило, прописан в контракте.

5. ОТМЕНА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

На основании ст. 36 Закона о государственной контрактной системе, возникновение форс-мажорных обстоятельств предоставляет заказчику право на отмену определения поставщика после предусмотренного для этого срока (менее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок).

Заказчик имеет такое право также только в случае, когда форс-мажор напрямую связан с предметом закупки. Если участник закупки сочтет действия заказчика неправомерными он имеет право обжаловать его действия в ФАС. Обратите внимание на то, что в связи с распространением вируса, режим работы службы временно изменен: жалобы и обращения принимаются, но заседания комиссий проводятся дистанционно.

6. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА

В части приостановления подписания контрактов в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, нормы ФЗ №44 дают очень четкие инструкции по порядку действий. Независимо от формы проведения закупки (запрос котировок, запрос предложений, по результатам аукциона) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, сторона, которая в связи с этими обстоятельствами не может подписать контракт, обязана уведомить другую сторону в течение одного дня.

После направления уведомления, приостановление сроков для подписания контракта приостанавливается на срок не более 30 дней или до завершения действия обстоятельств непреодолимой силы. Об окончании действия форс-мажора, сторона также должна уведомить другую строну в течение одного дня.

Соблюдение сроков уведомления о форс-мажоре — это критически важный момент, поскольку уклонение от подписания контракта является основанием для включение участника закупки в РНП.

7. УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ

Правительство РФ также установило возможность изменения срока исполнения отдельных контрактов по соглашению сторон без применения штрафных санкций. Но это касается только закрытого перечня конкретных контрактов, прописанных в приложении к Распоряжению Правительства РФ от 19.03.2020 г. №672-р.

8. ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Влияние мер, принимаемых для борьбы с коронавирусной инфекцией, также будет учитываться ФАС и его территориальными управлениями при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок (Письмо руководителя ФАС И.Ю. Артемьева №ИА/21684/20 от 18.03.2020 г., опубликовано на сайте службы).

9. РЕКОМЕНДАЦИИ

В вопросах государственных закупок очень важно соблюсти все предусмотренные нормативными актами процедуры и действовать строго в соответствии с формальными требованиями. Юристы антимонопольной практики нашего Бюро готовы оказать необходимую помощь в случае, если в связи с распространением пандемии коронавируса вы столкнулись с проблемами при заключении или исполнении государственного контракта