Эксперт Адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Цепков Владислав дал комментарий для читателей журнала Генеральный директор

Цепков Владислав Старший партнер, адвокат

26.04.2018.

Владислав Цепков

Старший партнер Адвокатского бюро «Юрлов и Партнеры»

Ответ на вопрос читателя журнала «Генеральный директор».

 

Вопрос:

Планирую покупку франшизы по перманентному макияжу.

Интересует значение следующего пункта в договоре.

5.1.8

в течение срока действия настоящего Договора, а также после его прекращения (расторжения) не предпринимать попыток, как прямо, так и косвенно, как действуя самостоятельно, так и через третьих лиц, зарегистрировать на собственное и/или иное имя права на любые объекты исключительных прав, используемые Правообладателем, а также на сходные до степени смешения с ними объекты;

Интересует "степень смешения с ними объекты". Это я потом ничем подобным не смогу заниматься?

 

Ответ:

Понятие «сходство до степени смешения» в законе и судебной практике относится к средствам индивидуализации: фирменным наименованиям юридических лиц, товарным знакам, коммерческим обозначениям и наименованиям места происхождения товаров. Применительно к рассматриваемой ситуации имеют значение первые три из них:

 - Под фирменным наименованием (ст.1473 ГК РФ) понимается наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте, и которое закреплено в его учредительных документах.

- Под товарным знаком (ст.1477 ГК РФ) понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.

- Под коммерческим обозначением (ст.1538 ГК РФ) понимается обозначение, не являющееся фирменным наименованием, и не подлежащее включению в учредительные документы и регистрации, которое юридические лица и ИП могут использовать для индивидуализации своего предприятия.

При этом зарегистрированы могут быть только фирменное наименование (при включении данного наименования в ЕГРЮЛ) и товарный знак. Для товарных знаков предусмотрена специальная процедура регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Обозначение, которое не зарегистрировано в качестве товарного знака, может охраняться только в качестве коммерческого обозначения. Такое обозначение может использоваться в качестве вывески, логотипа, печататься на продукции, на сайте и т.д.

В рассматриваемой ситуации то, что поименовано в представленном эксперту договоре как «логотип», вероятнее всего, не является товарным знаком, поскольку не представлены сведения о регистрации, и если и представляет собой объект интеллектуальных прав, то только коммерческое обозначение правообладателя.

Указанное коммерческое обозначение включает в себя как словесную составляющую «permanent expert академия перманентного макияжа», так и особый способ отображения этих слов (расположение, шрифт и т.д.).

При этом право на коммерческое обозначение возникает у лица с момента начала использования его для индивидуализации своего предприятия на определенной территории (при условии, что такое обозначение становится известным на данной территории и ассоциируется потребителями с соответствующим предприятием).

Исходя из буквального содержания п.2.1 договора, представленного на анализ, следует, что указанный договор построен по модели договора коммерческой концессии (ст.1027 ГК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках представленного договора предоставляется право использования в том числе коммерческого обозначения, указанного в Приложении №1 к Договору.

В связи с этим запрет, установленный в п.5.1.8 договора, направлен на защиту правообладателя от того, что контрагентом будет зарегистрировано на себя фирменное наименование или товарный знак, которые будут тождественны или сходны до степени смешения с коммерческим обозначением правообладателя.

Между тем, запрет на использование средств индивидуализации, сходных до степени смешения с чужими обозначениями, права на которые возникли раньше, вытекает из требований закона и не требует специального закрепления в договоре.

При этом данный запрет не означает и не может означать запрет осуществления аналогичной деятельности – он лишь означает, что при осуществлении аналогичной деятельности нельзя использовать средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение и товарные знаки), которые тождественны или сходны до степени смешения с чужим средством индивидуализации, право на которое возникло раньше.

При этом понятие сходства до степени смешения и критерии его определения установлены в Методических рекомендациях по проверке обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 197 (далее - Методические рекомендации N 197).

Данных критериев достаточно много, и описание их всех без конкретного примера не имеет смысла, однако общим принципом является то, что потребитель, увидев то или иное обозначение, не должен быть введен в заблуждение относительно того, чьи товары и услуги этим обозначением индивидуализируются.

Таким образом, во избежание возможных конфликтов, эксперт рекомендует при осуществлении аналогичной деятельности в сфере услуг по макияжу не по «франшизе» от правообладателя, воздержаться от использования средств индивидуализации, сходных до степени смешения с обозначением «permanent expert».


Журнал "Генеральный директор" от 26 апреля 2018