Пресечение незаконного использования товарного знака в более чем 70 магазинах на маркетплейсах Яндекс.Маркет, Wildberries и Авито

Пресечение незаконного использования товарного знака в более чем 70 магазинах на маркетплейсах Яндекс.Маркет, Wildberries и Авито

Доверитель Бюро является одним из крупнейших производителей теплотехнического оборудования. Его товарные знаки широко известны на рынке и ассоциируются с высоким качеством и надежностью товаров.

На маркетплейсах начали массово появляться предложения к продаже товаров, маркированных товарными знаками Доверителя, но обладающими признаками подделок. Данная ситуация создала для Доверителя угрозу существенных убытков и репутационных издержек.

При этом большинство таких продавцов действует через номинальных и подставных лиц, на которых регистрируются страницы магазинов на маркетплейсах, что снижает эффективность обычных мер по защиты товарного знака: выявление ответчика, направление претензии и затем иска о пресечении нарушения и взыскании компенсации. Такой путь, требующий существенных затрат, не слишком продуктивен в ситуации, когда ответчик может просто «ликвидироваться» и завести новую страницу магазина под новым именем.

Требовалось решение, которое позволило бы массово и по простой процедуре блокировать предложения контрафакта и применять более сложные меры только в том случае, если простые не дали эффекта.

Адвокатами был выработан наименее затратный алгоритм действий:
- предварительная фиксация основной информации о нарушении;
- направление обращения в администрации маркетплейса, как к информационному посреднику, обязанному содействовать в устранении нарушения прав на товарные знаки в соответствии со ст.1253.1 ГК РФ;
- в случае если после направления такого обращения нарушение сохраняется – полноценная фиксация доказательств нарушения и направление типовых исков в электронной форме с неимущественным требованием о прекращении нарушения;
- в случае прекращения нарушения после подачи иска – отзыв или отказ от иска для прекращения дальнейших судебных расходов;
- в случае сохранения нарушения и после подачи иска – дополнение иска требованием о взыскании денежной компенсации.

Результат: в подавляющем большинстве из более чем 70 случаев нарушений незаконные предложения товаров или самим магазины были удалены с маркетплейсов после обращения к администрации. В оставшихся нескольких случаях нарушение было прекращено после подачи исковых заявлений.
При этом за период активной работы адвокатов по указанным случаям количество обращений Доверителя уменьшилось до минимальных значений, что указывает на «профилактическую» эффективность принятых адвокатами мер.