Получат ли законы обратную силу

Получат ли законы обратную силу

09 сентября 2014

Владислав Цепков старший партнер, адвокат

В соответствии с проектом постановления правительства России, Минэкономразвития планирует ввести институт «оценки фактического воздействия действующих законов и подзаконных актов в сфере предпринимательской деятельности».

Он будет работать помимо уже существующей оценки регулирующего воздействия (оценка последствий законов, еще не вступивших в силу), которая применяется на стадии подготовки проектов нормативно-правовых актов (НПА).

Новый институт, широко применяемый на Западе, позволит в течение 3-х лет после принятия законов, затрагивающих интересы предпринимателей, изменять или даже отменять их. Все НПА в рамках нового проекта будут разделены по степени их воздействия. Те, что с высокой и средней степенью воздействия, подвергнутся анализу, к этой процедуре будут подключаться и члены предпринимательского сообщества. На публичных консультациях планируется выявлять сильные и слабые стороны НПА, а также производить сопоставление действительного эффекта с планируемым. По итогам фактического воздействия закон или акт может быть в дальнейшем отменен, оставлен в силе или подвергнут изменениям.

Насколько это изменит существующую ситуацию?

Фактически уже сегодня в задачи Правительства РФ входит регулирование социально-экономической сферы, что подразумевает оценку принимаемых нормативных актов и их корректировку. На практике это выражается в создании различных рабочих групп, проведении круглых столов, совещаний с представителями бизнес-сообщества по регулированию в различных сферах экономических отношений.

Таким образом, инициатива Минэкономразвития позволит узаконить процедуру обсуждения с бизнесом результатов применения нормативных актов. Безусловно, это повысит прозрачность нормотворческой деятельности и доверие бизнеса к власти, которое все ещё находится на низком уровне.

Предлагаемые изменения, по нашему мнению, смогут «оживить» сложившуюся систему нормотворчества. Зачастую не всегда можно предугадать эффект от введения нового закона еще на стадии его принятия. Теперь же предприниматели смогут официально доносить до законодателей свою позицию по последствиям применения НПА, и таким образом новая система позволит сглаживать острые края противоречий. К 2015 году будет разработана методика публичных консультаций, а к 2016 году - форма плана проверки НПА и форма отчета о проверке.

Планируется упорядочить даты введения новшеств в российское законодательство: фиксированные даты и плановость в переходе от одних правил к другим позволит бизнесу тщательнее готовиться к таким изменениям. Кроме того, правило «One in – One out» закрепит принцип удаления лишних правил поведения: если законодательный акт будет ужесточать или вводить новые правила поведения для участников, то он же должен будет отменять устаревшие.

Также проектом предполагаются более плавные изменения законодательства в сфере предпринимательства и так называемые «переходные периоды». Экспериментальные стадии внедрения инструментов правового регулирования позволят более точно угадывать желаемый эффект от введения нового закона и подготовить к ним участников.

Оценка фактического воздействия НПА будет состоять из трех этапов. Первый - формирование плана проведения оценки. Второй - подготовка отчета об оценке фактического воздействия и его публичное обсуждение. Третий - рассмотрение отчета Правительственной комиссией. Т.е. после тщательного анализа со стороны государства и предпринимателей Правительственная комиссия должна будет проанализировать отчет об оценке, обосновать тот или иной пункт в НПА и дать свое заключение о его эффективности.

Как изменения скажутся на бизнес-климате?

В стране уже давно созданы и действуют объединения предпринимателей, которые зарекомендовали себя в работе по защите прав бизнеса. Они в состоянии дать квалифицированные рекомендации по применению нормативных актов и их изменению.

В настоящий момент в России бизнесу не хватает площадок, на которых возможно общение с органами власти. Несмотря на активно продвигаемую государством стратегию по повышению инвестиционной привлекательности регионов России, менталитет чиновников склонен воспринимать бизнес как «дойную корову» нежели как партнеров. Появление нового института должно повлиять на изменение этого менталитета.

Безусловно, делать только положительные прогнозы о последствиях инициативы Минэкономразвития сейчас сложно. Любой документ применяют люди, и от их отношения зависит результат. Не стоит забывать и про множество коррупционных возможностей, которые открываются перед недобросовестными участниками как предпринимательского сообщества, так и аппарата государства. К 1 октября 2015 года будет сформирована методика оценки фактического воздействия, тогда и можно будет говорить о ней подробнее. Однако уже сейчас усматривается множество положительных принципов (One in – One out, фиксированные даты введения новелл, плановость), которые будут упрощать жизнь предпринимателям. И это можно только приветствовать.

от 09 сентября 2014